RUS

Горячая линия +7 (495) 268-09-63

Аналитика

Итоги работы за прошедший год

03.02.2016
Выполнено: пресс-службой СКОРИСТА

На протяжении уже 2 лет наша компания помогает микрофинансовым организациям (далее МФО) принимать решения об одобрении либо отказе в выдаче займа конкретному заемщику. Заемщики очень разные. Среди них много безработных, у кого-то плохая кредитная история, у кого-то ее вовсе нет. Во всем общем потоке нужно выбрать тех, кто с большей вероятностью вернет займ и покроет проценты, тем самым МФО понесет минимальные риски.

На сегодняшний день за 2 года работы мы смогли увеличить квартальный поток заявок в 15 раз и это еще не предел.

 

 

 

 

Непрерывное совершенствование наших моделей позволило достигнуть нам улучшения показателей по невозврату до 15%. По итогам работы 2 лет заметно влияние сезонных факторов: летом возвратность лучше, чем зимой.

Мы в ежедневном режиме отслеживаем возвратность займов и перекрываем, при необходимости, регионы, банки (бины и бики) и прочие сегменты, по которым возрастает невозврат.

Подведем итоги работы 2 лет по некоторым критериям и оценим, как изменился поток клиентов и как изменилась возвратность займов.

Поток заявок и возвратность займов в зависимости от региона проживания.

Выделили 20 наиболее крупных регионов (это 70% всего потока), жители которых активно пользуются услугами МФО.

 

 

В 2014 году лидерами по потоку заявок была Саратовская область, Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург.

 

 

В 2015 году Москва, Московская область, Краснодарский край, Татарстан, Красноярский край.

Поток заявок по Саратовской области сместился на более низкие позиции, составляет 3% от объема, тогда как в 2014 года составлял 10%, при этом общий объем заявок практически не изменился (порядка 7000 заявок).

Санкт-Петербург уступил лидирующие места Челябинской и Красноярской областям.

Таким образом, оценив поток, можно подвести итоги, как изменился показатель невозврата в зависимости от региона проживания.

 

 


Практически по всем регионам снизился % невозврата по итогам года. Северная Осетия вызывает подозрения. Данный сегмент требует дополнительного анализа, при необходимости сегмент необходимо было перекрыть.

Квартал

% невозврата по региону Северная Осетия

1 квартал 2015

4

2 квартал 2015

32

3 квартал 2015

82

4 квартал 2015

21

Судя по динамике невозврата по региону проживания Северная Осетия поквартально проблемы с возвратностью были в 3 квартала. В 4 квартале проблемы решены и возвратность по данному сегменту в пределах нормы.

Поток заявок и возвратность займов в зависимости от банка.

Выделили 20 наиболее крупных банков (это 80% всего потока), клиенты которых активно пользуются услугами МФО.

 

 

В 2014 году лидерами по потоку заявок были клиенты Сбербанка, Альфа-Банка, Банка Связной, Тинькофф и Русский Стандарт.

 

 

В 2015 клиенты Сбербанка, Альфа-Банка, Тинькофф, Промсвязьбанк и Русский Стандарт.

Клиенты Банка Связной в меньшей степени стали обращаться в МФО, уступив место клиентам Промсвязьбанка.

Таким образом, оценив поток, можно подвести итоги, как изменился показатель невозврата в зависимости от банка клиента.

 

 

Практически по всем банкам снизился % невозврата по итогам года. Русский Стандарт и МТС-Банк перекрыты в течение года из-за плохой возвратности.

Названия строк

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

РУССКИЙ СТАНДАРТ

42

77

 

 

МТС-БАНК

50

50

 

 

 

Выводы: не смотря на сложные времена и макроэкономическую нестабильность, на рынке МФО отмечается улучшение показателей по возвратности. Мы помогаем управлять рисками и контролировать возвратность займов, своевременно совершая необходимые корректировки в моделях и добиваться стабильных показателей по возвратности, улучшая показатели прошлых лет.

Стратегические цели на 2016 год: мы довольны результатами своей работы, но это не предел совершенства. На ближайший год у нас «наполеоновские планы», с которыми мы обязаны справиться:

- внедрить в модель новую искомую переменную, ориентированную на доход, чтобы обеспечить доходность в 350-450 % годовых;

- усилить работу с альтернативными источниками данных Big Data, для улучшения модели по сегменту клиентов без кредитной истории;

- разделить подходы принятия решения, в зависимости от сегмента длинные-короткие займы, и улучшить модели отдельно для коротких сроков (до 30 дней) и небольших сумм (до 30 тыс. руб.), а также для длинных сроков и больших сумм;

- внедрить в работу новое направление услуг: «Оценка малого и среднего бизнеса».

Пока это только планы. Через год мы снова подведем итоги и оценим результаты своей работы, на сколько мы улучшили ключевые показатели.

 

Ольга Телицина, аналитик по рискам.